10 типичных ошибок интернет-агентств при разработке сайта

10 типичных ошибок интернет-агентств при разработке сайта

Автор: Анна Бадай, менеджер проектов компании Медиасфера

Спустя годы работы в интернет-агентствах и веб-студиях, я заметила некоторые повторяющиеся или типичные ошибки, которые изо дня в день мешают жить интернет-агентствам. Я сформулировала их, и предлагаю варианты решения которыми пользуюсь я, чтобы помочь интернет-агентствам их избегать.

10 проблем и 10 решений:

1 Проблема: Сайт ради сайта

Первая проблема, с которой сталкивается агентство: клиент не знает зачем создавать сайт. Небольшие агентства делают сайт «просто чтобы был». Это неверный подход к разработке, потому что, не зная задачи, исполнитель не сможет ее решить. 

Решение: Определить задачи сайта

Сайт создается для увеличения числа продаж, узнаваемости бренда или других задач. Чтобы решить те или иные задачи, задачи надо определить. Поэтому, прежде чем начать работу над проектом следует вместе с клиентом сформировать список задач к выполнению.

2 Проблема: Дизайн который нравится боссу

Агентство начинает работы над проектом, на этапе проектирования и дизайна демонстрируя работы заказчику. После чего у клиента появляются пожелания «давайте тут ландыши добавим» или «видел на сайте собачьего корма хорошую идею..» (а разрабатываемый сайт на тематику кораблестроения…). Благодаря чему, дизайн проекта становится приятным глазу генерального директора, секретарши, главного бухгалтера.. Но зачастую эти люди не являются целевой аудиторией своего продукта, благодаря чему проект не становится высококонверсионным и приносящим доход.

Решение: Экспертный дизайн

При создании дизайна агентство должно выступать как эксперт в области и необходимо донести это до клиента. Принимать правки только те, которые не противоречат основной концепции будущего проекта. Дизайн должен нравиться целевой аудитории продукта (услуги) который на нем представлен. Именно для этого на подготовительном этапе эксперты исследовали рынок и целевую аудиторию продукта. И на основе этого проектируется и отрисовывается будущий ресурс.

Как не стоит менять дизайн только потому, что это нравится клиенту

3 Проблема: На макетах сайт красивый, а в жизни — нет

Бывают ситуации когда клиенту нравится дизайн сайта на этапе макетов, когда в блоки вставлен текст определенной длины, картинки подобраны в одной цветовой гамме… При наполнении макетов живым контентом, они преображаются до неузнаваемости. В худшую сторону. Клиент недоволен, хоть дизайн и остался прежним, но макеты не были рассчитаны изначально на тот контент, который подготовил клиент.

Решение: Никакой рыбы

Макеты с «Lorem Ipsum…» делать не стоит. Зная объемы будущих текстовых блоков на этапе прототипа проектировщик сделает макет наглядным и продуманным. Проектировщик должен понимать, на какое количество текста и фото-контента рассчитывать и на основе этого строить прототип. Запрашивание контента на ранних стадиях дает возможность еще и сэкономить время в конце проекта. Потому что, если не запросить контент сразу клиент не будет торопиться с подготовкой контента. В нашей практике было много случаев, когда релиз сайта затягивался из-за отсутствия контента со стороны клиента.

Как в отрицательную сторону может измениться макет при разработке без учета реального контента

4 Проблема: Непрофессиональный взгляд на результат работ

Ознакомившись с дизайном или прототипом, высланным по почте, клиент может не понять часть идей, реализованных дизайнером или проектировщиком. И, например, принять дизайн в стиле “минимализм” за халтуру или недоработанный вариант.

Решение: Не отправляйте работу по почте

Этапы прототипирование и дизайн защищайте на личной встрече или скайп-митинге. Встреча нужна для демонстрации результатов этапа проекта. Комментирования причинно-следственных связей и логики, на основе которой работа выполнена таким образом. Благодаря такому подходу клиент увидит картину с экспертной точки зрения. За счет чего, агентство снизит количество правок и итераций по этапам.

5 Проблема: Дешевле, не значит лучше

Есть заказчики, которые думают, что за небольшую плату им сделают качественный сайт с   полноценным функционалом. Это не так. Например, у нас в портфолио есть сайты, на которые был потрачен разный бюджет, выполненные одними и теми же специалистами, но разница в бюджете очевидна. Дело не в том, что к более дешевому проекту относятся менее внимательно – бюджет, это количество часов, которые потратили на проект. Часы определяют, как будет выглядеть сайт в конечном итоге. 

Решение: Поэтапная реализация

Если бюджет ограничен, можно предложить клиенту разделить оплаты и внедрить на первой стадии только минимальный функционал. После релиза (сайт начнет уже приносить деньги) внедрять функционал постепенно.

6 Проблема: Три варианта дизайна

Раньше агентства, на этапе дизайна, предлагали нескольких вариантов концепции главной страницы, и клиент выбирал ту, что нравится больше. Выбранную концепцию агентство выбирало как основную и далее работало с ней. Но, чтобы проработать дизайн, даже примерный, уходит много времени дизайнера и рисовать два или три варианта неоправданно дорого. 

Решение: Подробный брифинг

Для решения этой проблемы лучше выяснить много информации на брифинге, предложить референсы и рисовать главную одну, но поэтапно. Благодаря этому на конечный дизайн тратится больше часов при таком же бюджете.

7 Проблема: Клиент всегда прав

Когда интернет-агентство работает по идеологии «Клиент — всегда прав» это не приводит к плодотворному результату. Нельзя слепо выполнять все просьбы клиента или, отмахиваться от заказчика, говоря, что “этого нет в договоре”.

Решение: Мы – команда

 Главное — понять, что вы не заказчик и исполнитель, а команда, партнеры. Вас связывает цель: создать хороший сайт, решить бизнес-процесс. Выгода сторон очевидна: для агентства это прибыль, репутация и проект в портфолио, для клиента это рост продаж, имидж… Не бойтесь частых встреч, предлагать новые и нестандартные решения проблем клиента, погружаться в проект настолько, насколько нужно чтобы сделать работу качественно. Это затратит больше времени, но на выходе получится продукт, которым вы, как агентство, будете гордиться.

8 Проблема: Мелкие баги

Перед окончанием этапа работ или сдачей сайта работа проходит тестирование несколькими сторонами, но часть багов все равно остается в проекте. 

Решение: Чек-лист

Чтобы избежать подобных небольших, но портящих общее впечатление ошибок помогает чек лист. Этот лист постоянно пополняется на основе опыта агентства и часто встречающихся в работе ошибок. Перед сдачей этапа, этап проверяется по пунктам из чек-листа. Своеобразный контроль качества. Это позволяет не упускать никаких мелочей, контролировать соответствие договору, повысить качество продукта и сократить число итераций и срок сдачи проекта.

Пример лога проекта

9 Проблема: Новые идеи клиента

В процессе создания сайта (а процесс может занять полгода, год и более) у клиента могут появиться новые идеи, появится новый тренд или он увидит у конкурентов новые “фишки”. Клиент может захотеть синхронизировать сайт с 1С или создать интерактивный элемент на сайте. Подобный функционал удорожает производство и не может быть выполнен в рамках подписанного договора. 

Решение: Не говорите: «НЕТ»

Если у клиента в процессе разработки сайта появляются новые идеине отвергайте их. Сведите подобные «хотелки» в список пожеланий и при завершении проекта оцените эти пожелания. Это позволит не растягивать срок релиза проекта, повысить лояльность и получить довольного клиента на тех поддержку.

10 Проблема: Желание сделать быстро и качественно

Иногда приходит клиент с острым желанием получить сайт через 2 месяца. Жертвовать качеством или функционалом клиент не хочет и даже готов заплатить больше за такую срочную разработку.

Решение: Не обещать того, что не сможете

В таких случаях постарайтесь донести клиенту что это сделать невозможно, потому что даже при повышении приоритета и привлечении дополнительных сотрудников выполнить качественную работу невозможно «9 женщин не родят ребенка за 1 месяц». За короткий срок сайт будет или ограниченным в функционале, либо попросту некачественным. Лучше не обещать того, что не удастся выполнить и не делать заведомо плохие сайты. Если клиент отказывается понимать нашу позицию, приходится отказывать клиенту в работах.

Резюмируя — при создании сайтов, следите чтобы:

  • Созданные сайты выполняли поставленные перед ними задачи
  • Дизайн и структура сайта были привычными и удобными его целевой аудитории
  • Макеты дизайна были рассчитаны на контент заказчика
  • Этапы работ презентовали заказчику
  • При небольшом бюджете сайты сдавались поэтапно
  • Брифинг клиента проводился тщательно
  • Работа над сайтом шла в команде с заказчиком
  • По этапам велись чек-листы
  • Дополнительный функционал не отвергался, а осмечивался дополнительно
  • Отказывайтесь от проектов, которые не сможете реализовать качественно

Главное в работе – не стесняться находить свои ошибки и учиться на них. Выявлять ошибки, которые повторяются, чтобы подойти к их решению комплексно. 

Правильно — изменить сам бизнес-процесс, а не бороться с его последствиями. 

Источник